top of page

10 книг, которые меня изменили




С легкой руки удивительной Яны-Марии Курмангалиной, женщины и поэта, я оказался перед необходимостью рассказать про 10 книг, которые меня изменили. Рассказываю, но сперва небольшое замечание: не указываю Библию. Евангелие было моей первой библейской книгой, читал его... даже не могу подобрать эпитета - это первое прочтение меня душевно перевернуло, хотя до какого-то серьёзного осознания тогда было ещё далеко. Но Священное Писание - вне любого списка литературы.

Остальное - не по порядку, по памяти.

1. "Дюна", Френк Герберт. Книга была фантастически интересна, в особенности охватом и уровнем поднимаемых проблем. Религия, политика, расширение сознания и совершенствование человека. Началось с фильма - в середине 80-ых привезли на фестиваль только что снятый фильм Дэвида Линча. На общем фоне это было сильнее "Звездных войн", потом и книгу нашёл.

2. "Властелин Колец", Дж.Р.Р.Толкиен. Сюда же входит "Хоббит". Хоббита принесла моя мама как только он вышел на русском. Потом все друзья её у меня брали читать. Затем, появились "Хранители", которых я прочитал за вечер-два в гостях у друга. Ну, что сказать... Английский я выучил только за то, что им разговаривал Толкиен. Доучил, если быть точным. Второй и третий том трилогии читал только в оригинале.

3. "Песнь о Гайявате", Генри Лонгфелло. Сначала услышал на пластинке - был такой диафильм с аудиозаписью на виниле. Прочитал, вдохновляясь переводом И. Бунина. Позже учил наизусть подлинник, до сих пор помню что-то. Но это совсем детское, раннешкольное впечатление. За домом был пустырь, так и представлялись прерии, индейцы... На прибрежьи Гитчи Гюми.. где среди осоки бродит цапля сизая Шух-Шухга... На горах Большой Равнины... Гитчи Манито могучий, дух великий и создатель...

4. "Картезианские размышления" Мераба Мамардашвили. На этой книге я уже почти обратился (см. п.5). Тогда я работал слесарем некоторое время и в перерывах между обработкой деталей конспектировал Декарта. Мамардашвили меня ввёл в тему, уже после Б.Расселла с его "Историей Западноевропейской философии".

5. Наконец, книга, которая вплотную меня подвела к осознанному Христианству - это будет особо удивительно для автора, я полагаю...

"Маятник Фуко" уже покойного Умберто Эко. Книга хороша тем, что весь и всяческий герметизм с астрологией и магией разнесла в щепки с нерелигиозных позиций, а просто здравым смыслом. Прочёл очень вовремя. Мама потом читала, спотыкаясь о терминологию.

6. "Наследие Христа", диакона Андрея Кураева. Популярно мне объяснила, что такое Священное Предание и зачем нужна Церковь.


Книги, выходившие под именем диакона Кураева были замечательны, многие из них и до сих пор можно читать. К сожалению, то, что публикует протодиакон Андрей ныне - это кромешная скука и различные церковные сплетни. Странное ощущение, что человек разучился нормально писать.

7. "Точное изложение Православной Веры", преподобного Иоанна Дамаскина. На этой книге я осознал свою немощь. Я не смог её читать! Из-за концентрации содержания, плотности смыслов... Это было для меня таким доходчивым объяснением того, что Христианство - это не попы кадилом машут и всё.

8. "Король былого и грядущего", Теренс Хэнбери Уайт. Книга для подростков. История Короля Артура, рассказанная профессиональным историком, но в прекрасной форме. Власть и честь, долг и совесть, необходимость принимать "непопулярные" решения и отвечать за свои слова... Как быть Королём и сделать что-то доброе? Можно ли это? До сих пор плачу, когда перечитываю последнюю главу...

9. "Обитатели холмов" Ричарда Адамса. В переводах у нас называлась и "Вотершипский холм", и "Великое путешествие кроликов", а на языке автора, как я, собственно, и читал - это Watership Down by Richard Adams. Книга про кроликов. Наповал, надо читать.

10. "Мумми-тролли" и все-все-все, Туве Янссон. Ну в детстве это было счастье.


Не удержусь и приведу одиннадцатую:


11. Не перевернула, но... Читая ещё авторское предисловие, чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза и поэтому считаю необходимым упомянуть - Дмитрий Володихин "Московский миф".

Избранные рецензии
Облако тегов
Тегов пока нет.
bottom of page